Для чего нам необходимо взаимодействовать с родителями?

Эгоистический подход: 40% ответили «Чтобы лучше понять ребенка», «Эффективнее выполнить программу воспитания», «Вырастить детей здоровыми», «Растить ребенка нравственным», «Воспитать ребенка личностью»

Формальный подход: 40% сказали (что это чувство долга) «Чтобы воспитание было полноценным, а требования общими», «Наметить общие подходы к воспитанию», «Осуществлять преемственность в воспитании», «Сообща решать вопросы воспитания», т.е. «Так, как принято, как должно быть»

Альтруистический подход: 20% ответили «Чтобы помочь родителям», «Сделать жизнь ребенка дома интересной и радостной»

 

Нормативная база

В законе «Об образовании» от 8.12.2003, в ст. 18 сказано, что «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте»

В законе «Об образовании в РФ», который вступает в силу с 1 сентября 2013г в ст.44 сказано, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Органы гос. Власти и местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушения их развития»

Формулировка стала более расплывчатой, менее весомой. Хотя дошкольное образование внесли в перечень ступеней общего образования: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее.

Взаимодействие семьи и воспитателя необходимо. Но в жизни встречается довольно редко. Почему?

Причины слабого взаимодействия:

  1. Родители не считают себя в полной мере ответственными за воспитание и развитие своих детей. «Мы родители, кормим, даем все, что можем, а воспитывают и учат пусть  в детском саду и школе» у родителей отсутствует интерес, что дети делали в детском саду. («педагогическая пассивность родителей»)
  2.  Родители не считают дошкольное детство важным периодом становления личности, не придавая ему такое же значение, как школе. Т.е. их ребенок в детском саду временно, и у них нет интереса общаться с воспитателем
  3. Разные взгляды на воспитание ребенка у отца и матери. Отсюда – невозможность результативного  общения с воспитателем.

Мы, как педагоги, должны находить пути эффективного общения, даже когда это практически невозможно. Известно, что

основная форма работы с родителями – родительское собрание и личная беседа. (как было выяснено из анкет, которые были в январе)

Чтобы родители ходили на собрания и уходили с них с положительными эмоциями, и с багажом информации, необходимо соблюдать

правила построения собрания:

  1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей;
  2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
  3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.п.;
  4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей воспитанников.
  5. Кроме того: собрание должно быть четко по времени: в начале сказала, что я вас задержу на 40 минут, все, регламент соблюдай; четко по плану: план (повестку) вывесить заранее (награждение победителей конкурса – придут все), т.е. применять маленькие хитрости.

Строиться собрания должны на партнерских отношениях.

Позиция воспитателя, который проводит собрание или лично беседует, тоже может быть разной:

позиция назидательная (превосходство, роль диктатора, авторитета, все должны мне неукоснительно подчиняться) – результат – родители на собрание будут ходить в малом количестве

Позиция формальная («ни мне, ни вам, не надо это собрание, но уж коли положено проводить раз в 3 месяца, давайте потерпим» ) результат – потеря интереса родителей к детскому саду, группе, жизни ребенка в саду.

 Позиция серой мышки, когда воспитатель боится родителей. Т.е. у родителей и детей не сформируется понятия авторитетного воспитателя (причем чем младше воспитатель, тем меньше он общается родителей)

Позиция панибратства

Позиция партнера:

  1. мне не все равно на вашего ребенка
  2. Вместе мы справимся с любыми трудностями
  3. Можно поинтересоваться, как вы в семье решаете ту или иную проблему с вашим ребенком
  4. Мы с детьми задумали …., но без вашей помощи не обойтись: как и когда вы сможете нам помочь
  5. Я к вам обращаюсь как к профессионалу в воспитании (мама 2-х, 3-х детей, бабушка)…

 

Рассмотрим пять возможных способов поведения по Кеннету Томасу.

1. Соревнование (конкуренция), как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

2. Приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.

3. Компромисс, как соглашение на основе взаимных уступок.

4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденций к достижению собственных целей.

5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Кеннет Томас считает, что:

- при ИЗБЕГАНИИ ни одна из сторон не достигает успеха;

- при таких формах поведения, как КОНКУРЕНЦИЯ, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ и КОМПРОМИС, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки;

- и только в ситуации СОТРУДНИЧЕСТВА обе стороны оказываются в выигрыше.

В математике кратчайшее расстояние между двумя точками - прямая. В общении прямая – это достижение предметной цели

 

Сложные педагогические ситуации: (ситуации вымышленные, не интерпретируйте образы на себя, просто порассуждайте)

  1. Вечером, забирая ребенка из детского сада, мама возмущается, что одежда у ребенка грязная, обвиняет воспитателя в том, что он плохо следит за детьми на прогулке
  2. Одного из детей группы бабушка приводит после завтрака. В связи с этим ребенок пропускает утренние индивидуальные занятия, игры, зарядку, опаздывает на занятия. На просьбу воспитателя приводить ребенка пораньше, родители отвечают, что имеют право приводить ребенка в детский сад тогда, когда им удобно (можно проводить индивидуальную работу по графику)
  3. Родителя не устраивает, что ребенок пьет какао и кофейный напиток. Он просит, чтобы ему давали замену – чай. Медицинских противопоказаний к употреблению какао и кофейного напитка у ребенка нет.
  4. Одного из детей очень тепло одевают, кутая в сто одежек. На просьбы одевать полегче, мама заявляет, что воспитатель за ребенком на прогулке не следит и тот все время простужается. Что делать?
  5. Один из детей во время игр получил ушиб. На следующий день мама пришла к воспитателю с разборками: со слов ребенка его избили, воспитатель видела, но не вступилась. Как быть?
  6. Родители жалуются, что ребенок дома совершенно не убирает за собой игрушки, потому что его не учат этому в детском саду. Ваши действия
  7. Мама написала в вышестоящие инстанции письмо о том, что с ее 4-х летним ребенком в саду  никто не занимается. На вопросы родителей, что делали в детском саду, ребенок всегда отвечает «Ничего не делали», что кушали – ничего не кушали. Только спали. Ваши действия.
  8.  В учреждении работают 2 разных воспитателя: один работает много лет, старой закалки, хорошо сотрудничает с родителями (папа – МЧС, мама – инструктор по танцу живота, мама – конфетчица на конф фабрике, папа – пожарный). Родители часто приходят, рассказывают о профессии, вывозят детей на экскурсии, в походы. Другой воспитатель молодой,  часто ездит на семинары, КПК, курсы, выставки, самообразовывается, часто отсутствует неделями, с детьми находится несистемно. Но приезжая, очень много занимается с детьми, дает знания в новой форме. Родители просят перевести ребенка из группы второго воспитателя в группу к первому. Объясните причины поведения родителей. Как необходимо работать этим воспитателям