Для чего нам необходимо взаимодействовать с родителями?
Эгоистический подход: 40% ответили «Чтобы лучше понять ребенка», «Эффективнее выполнить программу воспитания», «Вырастить детей здоровыми», «Растить ребенка нравственным», «Воспитать ребенка личностью»
Формальный подход: 40% сказали (что это чувство долга) «Чтобы воспитание было полноценным, а требования общими», «Наметить общие подходы к воспитанию», «Осуществлять преемственность в воспитании», «Сообща решать вопросы воспитания», т.е. «Так, как принято, как должно быть»
Альтруистический подход: 20% ответили «Чтобы помочь родителям», «Сделать жизнь ребенка дома интересной и радостной»
Нормативная база
В законе «Об образовании» от 8.12.2003, в ст. 18 сказано, что «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте»
В законе «Об образовании в РФ», который вступает в силу с 1 сентября 2013г в ст.44 сказано, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Органы гос. Власти и местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушения их развития»
Формулировка стала более расплывчатой, менее весомой. Хотя дошкольное образование внесли в перечень ступеней общего образования: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее.
Взаимодействие семьи и воспитателя необходимо. Но в жизни встречается довольно редко. Почему?
Причины слабого взаимодействия:
- Родители не считают себя в полной мере ответственными за воспитание и развитие своих детей. «Мы родители, кормим, даем все, что можем, а воспитывают и учат пусть в детском саду и школе» у родителей отсутствует интерес, что дети делали в детском саду. («педагогическая пассивность родителей»)
- Родители не считают дошкольное детство важным периодом становления личности, не придавая ему такое же значение, как школе. Т.е. их ребенок в детском саду временно, и у них нет интереса общаться с воспитателем
- Разные взгляды на воспитание ребенка у отца и матери. Отсюда – невозможность результативного общения с воспитателем.
Мы, как педагоги, должны находить пути эффективного общения, даже когда это практически невозможно. Известно, что
основная форма работы с родителями – родительское собрание и личная беседа. (как было выяснено из анкет, которые были в январе)
Чтобы родители ходили на собрания и уходили с них с положительными эмоциями, и с багажом информации, необходимо соблюдать
правила построения собрания:
- Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей;
- Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
- Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.п.;
- Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей воспитанников.
- Кроме того: собрание должно быть четко по времени: в начале сказала, что я вас задержу на 40 минут, все, регламент соблюдай; четко по плану: план (повестку) вывесить заранее (награждение победителей конкурса – придут все), т.е. применять маленькие хитрости.
Строиться собрания должны на партнерских отношениях.
Позиция воспитателя, который проводит собрание или лично беседует, тоже может быть разной:
позиция назидательная (превосходство, роль диктатора, авторитета, все должны мне неукоснительно подчиняться) – результат – родители на собрание будут ходить в малом количестве
Позиция формальная («ни мне, ни вам, не надо это собрание, но уж коли положено проводить раз в 3 месяца, давайте потерпим» ) результат – потеря интереса родителей к детскому саду, группе, жизни ребенка в саду.
Позиция серой мышки, когда воспитатель боится родителей. Т.е. у родителей и детей не сформируется понятия авторитетного воспитателя (причем чем младше воспитатель, тем меньше он общается родителей)
Позиция панибратства
Позиция партнера:
- мне не все равно на вашего ребенка
- Вместе мы справимся с любыми трудностями
- Можно поинтересоваться, как вы в семье решаете ту или иную проблему с вашим ребенком
- Мы с детьми задумали …., но без вашей помощи не обойтись: как и когда вы сможете нам помочь
- Я к вам обращаюсь как к профессионалу в воспитании (мама 2-х, 3-х детей, бабушка)…
Рассмотрим пять возможных способов поведения по Кеннету Томасу.
1. Соревнование (конкуренция), как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
2. Приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.
3. Компромисс, как соглашение на основе взаимных уступок.
4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденций к достижению собственных целей.
5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Кеннет Томас считает, что:
- при ИЗБЕГАНИИ ни одна из сторон не достигает успеха;
- при таких формах поведения, как КОНКУРЕНЦИЯ, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ и КОМПРОМИС, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки;
- и только в ситуации СОТРУДНИЧЕСТВА обе стороны оказываются в выигрыше.
В математике кратчайшее расстояние между двумя точками - прямая. В общении прямая – это достижение предметной цели
Сложные педагогические ситуации: (ситуации вымышленные, не интерпретируйте образы на себя, просто порассуждайте)
- Вечером, забирая ребенка из детского сада, мама возмущается, что одежда у ребенка грязная, обвиняет воспитателя в том, что он плохо следит за детьми на прогулке
- Одного из детей группы бабушка приводит после завтрака. В связи с этим ребенок пропускает утренние индивидуальные занятия, игры, зарядку, опаздывает на занятия. На просьбу воспитателя приводить ребенка пораньше, родители отвечают, что имеют право приводить ребенка в детский сад тогда, когда им удобно (можно проводить индивидуальную работу по графику)
- Родителя не устраивает, что ребенок пьет какао и кофейный напиток. Он просит, чтобы ему давали замену – чай. Медицинских противопоказаний к употреблению какао и кофейного напитка у ребенка нет.
- Одного из детей очень тепло одевают, кутая в сто одежек. На просьбы одевать полегче, мама заявляет, что воспитатель за ребенком на прогулке не следит и тот все время простужается. Что делать?
- Один из детей во время игр получил ушиб. На следующий день мама пришла к воспитателю с разборками: со слов ребенка его избили, воспитатель видела, но не вступилась. Как быть?
- Родители жалуются, что ребенок дома совершенно не убирает за собой игрушки, потому что его не учат этому в детском саду. Ваши действия
- Мама написала в вышестоящие инстанции письмо о том, что с ее 4-х летним ребенком в саду никто не занимается. На вопросы родителей, что делали в детском саду, ребенок всегда отвечает «Ничего не делали», что кушали – ничего не кушали. Только спали. Ваши действия.
- В учреждении работают 2 разных воспитателя: один работает много лет, старой закалки, хорошо сотрудничает с родителями (папа – МЧС, мама – инструктор по танцу живота, мама – конфетчица на конф фабрике, папа – пожарный). Родители часто приходят, рассказывают о профессии, вывозят детей на экскурсии, в походы. Другой воспитатель молодой, часто ездит на семинары, КПК, курсы, выставки, самообразовывается, часто отсутствует неделями, с детьми находится несистемно. Но приезжая, очень много занимается с детьми, дает знания в новой форме. Родители просят перевести ребенка из группы второго воспитателя в группу к первому. Объясните причины поведения родителей. Как необходимо работать этим воспитателям